Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.
Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или "опосредствованное компьютером общение" (computer-mediated communication), и как CSCW, или <совместная работа при поддержке компьютера> (computer supported collaborative work). В рамках относительно давно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственно психологических исследований; в рамках CSCW психологические исследования ведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research - что иногда переводится как "коммуникативистика" (Землянова, 1995) - изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объем исследований, связанных с психологией Интернета (и, естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) - "взаимодействие человека с компьютером". Термин online research - "онлайновые исследования" - пока что наиболее прижился в Германии, где есть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием (Online ., 1999).
Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и в исследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.
Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них. Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернета детьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр гипертекстовых структур человеком (т.н. browsing - одно) из ключевых понятий для психологии Интернета), каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные/значимые/пертинентные элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента. Не до конца проясненным остается психологический статус т.н. виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта. Правомерно ли утверждение о <наркотическом типе зависимости от Интернета> (т.н. Интернет-аддикции)? Неизвестно, насколько справедливо распространенное убеждение, согласно которому увлечение компьютерными играми, и в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) следует объяснять исключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытым остается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную "сетевую" идентичность. Интернет во многом способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, "киберпанков" и др.) - следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернета? Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь "культуры Интернета" с популярной культурой постмодернизма.