В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении ради общения. Интернет-зависимые получают в сети различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в реальном общении. Эта проблема нуждается в дальнейшем анализе, но оставим её на рассмотрение психологам.
Ресурсы Интернета, способствующие развитию межкультурной компетенции.
Интернет предлагает мириады возможностей общения на изучаемом языке, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяет печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социо-культурных явлений и общей социализации личности.
Прежде чем приступить к анализу примеров, мы считаем необходимым рассмотреть приведенные ниже аспекты учебного процесса и использовать их для выработки критериев оценки используемых в обучении сайтов и домашних страничек. Данные аспекты помогут описать весь ход учебного процесса с использованием интернет как с позиции студента, так и с позиции преподавателя.
Для успешного общения с представителями иной культуры студентам необходима соответствующая мотивация, целенаправленность, переживание новых ситуаций, приобретение новых знаний и навыков, в том числе и необходимых для будущего трудоустройства, практика письма и речи, реальная публика и ответная реакция, оценка своей работы товарищем, творчество, вознаграждение и ощутимые плоды своего труда.
Помимо развития межкультурной компетенции преподаватель преследует следующие цели: повышение уровня общей осведомленности, повышение навыков письма, речи, чтения, говорения, необходимых для осуществления активного общения в виртуальном пространстве с одной стороны, энтузиазм и самовыражение в работах студентов, их совместная работа и работа за пределами инструкций преподавателя с другой. Это будет способствовать пониманию и практическому применению технологий интернет. Эти факторы могут быть использованы в качестве критериев анализа эффективности того или иного сайта, практического опыта и т.п.
Опыт использования возможностей Интернета в обучении английском языку. Краткий обзор опыта применения Интернета и его функций в учебном процессе.
Интернет может использоваться в качестве прекрасного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные дрилловые лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами студенты могут находить такие сайты на WWW. Мы заострим свое внимание на тех ресурсах интернет, которые способствуют развитию межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
Прежде всего стоит сказать о том, что существуют специальные страницы, созданные преподавателями иностранного языка или заинтересованными в этих проблемах, предоставляющие огромное количество линков к сайтам, пригодным для использования на уроке и развивающие определенные способности, навыки и умения (иногда с кратким описанием и комментариями), например VOLTERRE-FR Web Links for Learners of English (http://www.wfi.fr/volterre/weblinklearners.html), CALL Lab (http://www.tcom.ohiou.edu/OU_Language/OU_Language.html) Часто такая информация печатается в электронных журналах по обучению языкам, например в TESL (Teaching English as a Second Language http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/), в онлайновых семинарах, как CALL (Computer Assisted Language Learning http://www.coe.missouri.edu/~cjw/t310/content.htm) и форумах, как FLTEACH (Foreign Language Teaching Forum http://www.cortland.edu/www_root/flteach/flteach.html )