Введение
В настоящее время во многих капиталистических станах, а
также в ряде развивающихся стран ведется интенсивное внедрение
сотовых сетей связи (ССС) общего пользования. Такие сети
предназначены для обеспечения подвижных и стационарных объектов
телефонной связью и передачей данных. В ССС подвижными объектами
являются либо наземные транспортные средства, либо
непосредственно человек, находящийся в движении и имеющий
портативную абонентскую станцию (подвижный абонент). Возможность
передачи данных подвижному абоненту резко расширяет его
возможности, поскольку кроме телефонных сообщений он может
принимать телексные и факсимильные сообщения, различного рода
графическую информацию (планы местности, графики движения и
т.п.), медицинскую информацию и многое другое. Особое значение
ССС приобретают в связи с активным внедрением во все сферы
человеческой деятельности персональных компьютеров,
разнообразных баз данных, сетей ЭВМ. Доступ к ним через ССС
позволит подвижному абоненту оперативно и надежно получить
необходимую информацию. Соответственно возрастет и роль систем
связи, повысятся требования к качеству передачи информации,
пропускной способности, надежности работы.
Увеличение объема информации потребует сокращения времени
доставки и получения абонентом необходимой информации. Именно
поэтому уже сейчас наблюдается устойчивый рост мобильных средств
радиосвязи (автомобильных и портативных радиотелефонов), которые
дают возможность сотруднику той или иной службы вне рабочего
места оперативно решать производственные вопросы. Радиотелефон
перестал быть символом престижа и стал рабочим инструментом,
который позволяет более эффективно использовать рабочее время,
оперативно управлять производством и постоянно контролировать
ход технологических процессов, что обеспечивает дополнительные
доходы при использовании радиотелефона в производстве.
Внедрение ССС во многие отрасли народного хозяйства
позволит резко повысить производительность труда на подвижных
объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов,
обеспечить автоматизированный контроль технологических
процессов, создать надежную систему управления транспортными
средствами или мобильными роботами, распределенными на большой
территории и входящими в состав гибких автоматизированных систем
управления.
Использование системы радиосвязи с подвижными объектами
можно разделить на следующие классы:
ведомственные (или частные) системы подвижной связи (ВСПС);
сотовые системы подвижной связи (ССПС);
системы персонального радиовызова (СПРВ).
Исторически впервые в эксплуатации появились ВСПС, так как
в условиях ограничений на использование радиосвязи возможность
ее применения для связи с подвижными абонентами предоставлялась
государственным, ведомственным или крупным частным организациям
(полиция, пожарная охрана, такси и т. п.). Для вызова
подвижного абонента (внутри ограниченной зоны обслуживания)
стали использоваться СПРВ. Появившиеся совсем недавно ССПС
являются принципиально новым видом систем связи, так как они
построены в соответствии с сотовым принципом распределения
частот по территории обслуживания (территориально-частотное
планирование) и предназначены для обеспечения радиосвязью
большого числа подвижных абонентов с выходом на телефонную сеть
общего пользования (ТФОП). Если ВСПС создавались (и создаются)
в интересах узкого круга абонентов, то ССПС за рубежом стали
использоваться в интересах широких кругов населения.
Свое название ССС получили в соответствии с сотовым
принципом организации связи, согласно которому зона обслуживания
(территория города или региона) делится на большое число малых
рабочих зон или сот в виде шестиугольников. В центре каждой
рабочей зоны расположена базовая станция (БС), осуществляющая