ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из всего вышеизложенного можно определить главный, претендующий на доминирование принцип Всемирной паутины – Noli nocere («Не навреди»). Коротко и ясно. Однако, как много смысла заложено в этой мудрой фразе. Свобода одного пользователя Интернет заканчивается там, где начинается свобода другого. Но не нужно ограничивать себя, свою свободу, запирать свое "я" в клетку. Однако, в то же время, каждый раз, перед поступком – словом, действием – следует подумать, чтобы не ограничить свободу своего Ближнего. В Сети он может быть и дальним – Земля большая. Но «дальним» по расстоянию, зато «ближним» по духу и интересам.
Жители Интернет-пространства – это новый, информационный социальный слой, достаточно массовая группа; это специфическое, построенное на принципах объединения интересов надгосударственное образование, а его так называемая анархия – возможно это новейшая форма общественной жизни, за которой будущее.
Конечно же, ясно и понятно, Интернет – это особое место. Живя по законам человеческим, он повторяет нашу реальность. Однако, это повторение не есть слепым и невдумчивым копированием. Человек в Сети старается быть намного лучше, чем на самом деле. В Интернете он воплощает неудавшиеся планы и нереализованные идеи обыденной жизни. Здесь пользователь строит тот идеал, на который всю жизнь хотел быть похож, и который жаждет и приемлет вся его сущность. Но не стоит, в то же время, забывать – "я" в жизни и "я" в Сети – это тоже две стороны одной медали, два стороны одной сущности, два аспекта одной проблемы.
В заключение нельзя не сказать и о роли и диалектики этических норм и все более популярной коммерции в Интернет. Так формируется экономика Интернет, а ведь можно сказать, что именно экономика есть причиной, а этика есть следствием. Поэтому и уместно этим подытожить всю вышеизложенную информацию. То есть, говоря о каких-либо моральных ценностях в Сети, этических нормах и установках, о которых было сказано уже в работе немало, следует и уделить внимание пока еще острой проблеме взаимодействия этики и капитала.
В последнее время правительства многих государств стараются ограничить свое финансирование Всемирной паутины за счет возрастания доли коммерческого капитала. Здесь выделяются два аспекта проблемы – личностный и коммерческий.
Первый заключается в том, что многие пользователи, несмотря на прекращение финансирования Интернет хотели бы, чтобы расходы на подключения оплачивались не из их кармана. Именно поэтому во многих учреждениях, через которые пользователь использует Сеть могут потребовать соблюдения определенных правил. Мы уже размышляли о свободе в Сети, и здесь пользователю, возможно, придется пожертвовать ее частью, чтобы сохранить это субсидируемое подключение.
Коммерческий аспект, в свою очередь, основывается том, что финансовые дела должны вестись так, как это принято в Интернет. И хотя культура взаимоотношений в Сети находится, как уже не раз упоминалось, еще в стадии становления и этические нормы еще не получили стабильности, в сети еще живы традиции откровенного неприятия проявлений меркантилизма по отношению к Интернет и во взаимоотношениях через него. Навязывание рекламы в Сети сейчас полуофициально запрещено, что вырабатывает определенное Интернет-сознание: престиж компании раз проделавшей это сильно падает. Реклама отнюдь не исключается, но она должна носить чисто информационный характер. В принципе как и вся предлагаемая информация в Сети.
В этом и заключаются сущность, особенности, основные нормы и принципы Сетевой этики, от которых, а точнее от их достаточно бурного сейчас развития будет зависеть, каким будет выглядеть Интернет завтра: грязным, аморальным, упадочным или сущностью красоты глобального человеческого общения и взаимоотношений. Вот она – проблема развития сегодняшней Сети!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: