1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ЭТИКИ
Итак, начало Интернет было положено 5 декабря 1969 г., когда три компьютера в Калифорнии (Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Менлоу-Парк) и один компьютер в штате Юта были соединены друг с другом. Этот момент можно считать официальным началом ARPAnet - сети, которая в итоге мутировала в Интернет.
На сегодняшний день в мире существует около 2 млн. серверов и по последним данным около 260 млн. пользователей в Интернет. По прогнозам ведущих компаний Великобритании, 20% их продаж в 2000 году будет сделано непосредственно через Интернет… Таким образом Интернет становится тотальным в планетарных масштабах источником всевозможнейшей информации и средой интерактивного общения. Если ЭТОГО нет в Интернете, значит, ЭТОГО не существует в природе!
За время существования Сети появился огромный, совершенно самостоятельный, неимоверными темпами набирающий в весе социокультурный пласт, ей посвященный, ею же сгенерированный. Здесь есть все необходимое для того, чтобы попытаться в нем (или с его помощью) существовать: наука, философия, искусство, этика, религия, эзотерика, экономика, виртуальный секс, хакеры, "Ассоциация подпольной музыки в Интернете"… Короче, здесь есть абсолютно ВСЕ.
Интернет – это большая сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки - например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны. В отличие от многих других объектов природы Интернет является уникальным объектом, что создает дополнительные сложности в его исследовании.[2]
Итак, Интернет - объект природы. Причем уникальный. Занятно! Тем более что за этой глобальной экспансией Сети никто не стоит, Интернет никем не контролируется и сознательно никем никуда не направляется в своем развитии.
Если бы в Сети существовали свои собственные реальные формы жизни, то для части представителей этих сетевых форм жизни белковое человечество выступало бы в качестве Творца (или Внешнего Ненаблюдаемого Наблюдателя). Кстати, не такое уж и невероятное допущение.
Многие провидцы, как их называют, принципиально не исключают самой возможности возникновения жизни собственно в Сети. Так, Стивен Хокинг, выдающийся современный английский астрофизик и космолог, еще пять лет назад заявил, что компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. По его мнению, хотя компьютерные вирусы не имеют собственного "обмена веществ", они вполне могут "паразитировать на зараженном компьютере, используя его метаболизм". Точно так же настоящие вирусы паразитируют на пораженных ими организмах. "Единственная созданная человеком форма жизни, - подчеркнул Хокинг, имея в виду компьютерные вирусы, - служит исключительно для разрушения. Мы создали жизнь по своему образу и подобию".
Интернет как физическое явление развивается самостоятельно, то есть саморазвивается. Понять тип динамики этого процесса еще предстоит.
Естественно, здесь же поднимается вопрос и этики в Интернете. У нового пользователя сети кажущееся отсутствие этики вызывает беспокойство. В действительности сеть есть общество очень этичное, просто лишь этика его слегка отличается от обычной. Вернее будет сказать, что этика в сети слегка опережает в своём развитии этику обычного общества.
Сеть, являясь передним краем внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, пользуется правом изменения и нововведения. Выделяются зачастую две пересекающиеся посылки сетевой этики, два ее принципиальных аспекта:
ü проявление индивидуальности уважается и поощряется;
ü Сеть – это действительно хорошо и ее следует защищать.
На пользователях Интернет это сказывается следующим образом.
В обычном обществе каждый может претендовать на индивидуализм, т.е. личную свободу, но во многих случаях индивидуализм должен идти на компромисс с интересами определенной общности, слоя, достаточно большой социальной группы.