1. Государственное управление, правовое регулирование в области информации
Государственная информационная политика — это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля[1].
В России законодательной базой в области правового регулирования информацией служат Федеральный закон "Об информации" и изданные на его основе иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
ü обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
ü формирование и защита государственных информационных ресурсов;
ü создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
ü создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
ü обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
ü содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
ü формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
ü поддержка проектов и программ информатизации;
ü создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
ü развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
Итак, в России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта)[2].
Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством чего должно быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена "правовая плотность общества"[3]
Названная государственная политика призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в 3— 4 раза[4].
Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации:
º информатизация правотворчества;
º информатизация правоприменительной деятельности;
º информатизация правоохранительной деятельности;
º информатизация правового образования и воспитания;
º правовое обеспечение процессов информатизации.
Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О президентских программах по правовой информатизации". Данным указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации: