Некоторые люди, слыша о программах с элементами искусственного интеллекта и дружеским интерфейсом, реагируют очень бурно — их просто в дрожь бросает от идеи очеловечить компьютер. Люди всегда, с древнейших времен, олицетворяли природу, наделяли ее человеческими качествами. Пример тому — мультфильмы. Тот же Lion King (Король-Лев) мало что общего имеет с реальностью, да и не претендует на это. И тем не менее, когда ломается автомобиль или зависает компьютер, мы начинаем осыпать его проклятиями, взывать к его «совести» или горестно спрашиваем, что же он нас так подвел. Конечно, мы все прекрасно понимаем, однако продолжаем воспринимать неживые предметы так, будто они разумны, и действуют по своей воле.
С улучшением качества визуальных и звуковых элементов удастся точнее моделировать реальность во всех ее проявлениях. Виртуальная реальность позволит нам «бывать» там, где иначе мы никогда бы не побывали, и «делать» то, что иначе мы никогда бы не сделали.
Хотите обследовать поверхность Марса? Гораздо безопаснее сделать это через виртуальную реальность. А как насчет мест, не доступных ни одному человеку? Кардиолог сможет плавно «пройти» по сердцу пациента и обследовать его так скрупулезно, как не позволит ни один медицинский прибор. Хирург — прежде чем взять в руки настоящий скальпель — сможет попрактиковаться в сложнейших операциях, моделируя самое экстраординарное ее течение. И наконец, виртуальная реальность даст шанс просто побродить по миру собственных фантазий.
Другие сферы применения информационной магистрали окажутся сугубо практическими. Например, когда Вы уедете в отпуск, программа-экономка отключит отопление, уведомит почту не приносить пока корреспонденцию на дом, будет периодически зажигать свет в разных комнатах, чтобы казалось, будто Вы дома, и сама оплачивать мелкие счета.
Многое из того, о чем здесь говорилось, уже реализуется в приложениях для персональных компьютеров. Интерактивная информация стремительно входит в нашу жизнь и скоро станет обыденностью. Однако, прежде чем это произойдет, придется сложить еще немало кусочков головоломки — компонентов информационной магистрали.
V. Литература:
1. «Дорога в будущее», У. Гейтс, М.: Русская Редакция, 1996
2. «Компютерра», № 14 (242), 1998
3. «Введение в философию. Часть I», под общ. ред. И. Т. Фролова, М: Политиздат, 1989
4. «Мы сами сплели паутину свою», Техника-молодежи, 1’97.
5. «Декларация независимости Киберпространства», Дж. Перри Барлоу.
6. «Концепция информационного общества в современной философии», Иванов Н. А., М., 1995