Никакого особенного порядка в этом списке нет. Отметим только, что в нем присутствуют как термины, относящиеся к предмету активности (земельные ресурсы), так и относящиеся к задачам или дедам (планирование развития, управление перевозками), а также и к методам и средствам (дистанционное зондирование).
В этой большой области приложений можно выделить несколько основных типов. Одни связаны с задачами учетно-инвентаризационного типа, акцент делается на данных и измерениях (например, задачи земельного кадастра или управления распределенной производственной инфраструктурой большого предприятия). Другие связаны с задачами управления и принятия решений. В третьих акцент делается на моделировании и сложном анализе данных. Первый тип имеет наиболее важное значение, хотя бы в силу того, что на этот тип задач приходится максимальное число реализованных и находящихся в режиме эксплуатации систем, в том числе крупнейшие по числу пользователей и объемам собранных данных. (Для приложений этого типа вообще характерна работа с большим числом объектов и высокая детальность изучения территории.) Использование ГИС в качестве информационно-справочных систем начинает также широко использоваться в обучении. Отметим также, что вне зависимости от того, используются ли при работе с данными мощные аналитические процедуры и сложные запросы, ГИС очень часто используются как средства поддержки принятия решений. Достигаемая здесь эффективность, даже при использовании минимальных средств, доступных геоинформатике, часто очень высока за счет высокой наглядности картографической визуализации информации и удобства доступа к информации.
Знание конкретных потребностей той или области применения, той или иной задачи, является важным для рационального выбора программных средств и построения эффективной структуры базы данных. Например, для одних применений наиболее эффективной является послойная организация данных, для других — Объектная "бесслойная" модель данных. Часто оптимальным решением оказывается комбинирование этих двух подходов.
2. Примеры различных требований к данным.
Поиск пути — одна из основных человеческих потребностей. Знание того, как сориентироваться в системе улиц города, найти оптимальный маршрут от своего дома до работы, как объяснить дорогу к метро заблудившемуся прохожему — это только некоторые из проблем нахождения маршрута, в которые мы вовлечены ежедневно.
Однако перейдем от рассмотрения возможностей системы (они быстро развиваются и совершенствуются) к вопросу о данных, необходимых для ее функционирования. Нам необходима координатная информация, чтобы отобразить в виде карты форму и взаиморасположение дорог. Нам нужны, вероятно, местоположения каждого почтового адреса, чтобы их можно было использовать в диалоге с системой, а также названия конкретных мест и районов города, чтобы они могли быть использованы в качестве ориентиров. Естественно, необходимы названия улиц. Если мы хотим, чтобы система была достаточно универсальной, она должна быть способна обрабатывать различные особые ситуации, например, не терять работоспособности в случаях, когда одна и та же улица имеет несколько названий (разные названия для правой и левой стороны, как это имеет место в некоторых странах), когда почтовые адреса распределены вдоль улицы не в строгом порядке и т.п. Некоторая дополнительная информация может быть необходима при поиске оптимального маршрута, например, места и время проведения дорожных работ, среднее время проезда по определенным улицам с учетом интенсивности движения (возможно, различной в разные часы и дни недели и неодинакового в разных направлениях). Также очень важно знать, какие улицы соединены в смысле возможности сделать поворот, каков характер такого соединения (из какого направления движения возможен поворот, в какое время суток и недели, каково среднее время выполнения поворота в данном направлении с учетом интенсивности движения). В общем можно сделать вывод, что очень и очень много разнообразных данных, в том числе статистических, оценочных (среднее время движения) и весьма оперативных (сведения о перекрытии улицы из-за аварии или автомобильной пробки) необходимы для правильного и практически полезного функционирования такой системы.