Основным недостатком МДКР является низкая эффективность использования пропускной способности ретранслятора (1-2%). Использование МДКР с широкополосными сигналами оправдано в сетях с большим числом редко работающих терминалов при значительном уровне помех, когда экономическая эффективность определяется не степенью загрузки ретранслятора, а резким снижением затрат на земную сеть.
2.7.2. Сравнительное сопоставление основных методов
Основные преимущества метода МДЧР заключаются в простоте оборудования, невысоких требованиях к параметрам тракта передачи, меньшей мощности передатчика ЗС по сравнению с МДВР. С ростом числа участвующих в работе ЗС пропускная способность ствола ретранслятора в режиме МДВР эффективнее, чем в режиме МДЧР.
МДВР позволяет легко регулировать трафик между отдельными ЗС изменением длительности их пакетов или числа пакетов в кадре. В системе с МДЧР изменение пропускной способности отдельных ЗС связано со сложной перестройкой оборудования на всех ЗС. Еще одно преимущество метода МДВР проявляется при анализе построения аппаратуры ЗС. МДВР проявляется при анализе построения аппаратуры ЗС. С ростом числа станций в сети число преобразователей частоты в аппаратуре МДЧР достигает десятков, при МДВР достаточно одного преобразователя частоты на ствол.
Вместе с тем метод МДВР имеет существенный недостаток, ограничивающий его применение на линиях с малым трафиком - он требует использования на ЗС большой антенны, передатчика сравнительно большой мощности и сложной аппаратуры синхронизации независимо от трафика станции. Специально для сетей с малыми станциями разработаны методы комбинированного частотно-временного доступа, совмещающие преимущества МДЧР и МДВР.
В простейшем случае ЗС передают свои сообщения в виде пакетов в произвольные моменты времени и ждут подтверждения приема от адресата. Если часть сообщений утрачивается из-за наложения сигналов других ЗС, станция-отправитель повторяет свое сообщение полностью или частично. Протокол доступа ALOHA и его разновидности пригодны в сетях передачи данных при незначительном графике и обеспечивают эффективность использования ретранслятора не более 25%.
На одной или нескольких несущих в МДЧР-системе могут передаваться сравнительно низкоскоростные потоки с временным разделением сигналов нескольких ЗС с малым трафиком. Этот метод совместим с существующими МДЧР-сетями, требует не очень большого увеличения мощности передатчика и дает некоторый выигрыш пропускной способности ретранслятора. В сети с двумя, скачками на линии "центральная ЗС - малая ЗС" может при этом использоваться МДВР.
Другой метод - МДВР с многими несущими, иначе называется многочастотным МДВР или МДЧР/МДВР. В режиме МДВР с многими несущими полоса частот ретранслятора делится на ряд меньших полос, в каждой из которых передается на отдельной несущей индивидуально или методом МДВР сравнительно низкоскоростная (до 2 Мбит/с) информация от малых ЗС. Эффективность использования ретранслятора снижается в меньшей степени, чем при МДЧР, и в то же время каждая ЗС работает с меньшей скоростью, чем в классическом МДВР с одной несущей.
В одном из вариантов ЗС может передавать свои пакеты поочередно на разных несущих частотах, занимая свободные окна в кадре. Синхронизация осуществляется путем сравнения тактовых частот, генерируемых различными ЗС и передаваемых периодически в составе пакетов, с тактовой частотой, генерируемых на борту. Разностный сигнал транслируется на ЗС и используется для подстройки тактового генератора. Мощность ЗС на передачу при этом будет минимальной, а использование ретранслятора - максимальным. Практическую реализацию указанного режима затрудняет сложность бортового ретранслятора, который должен обеспечить демодуляцию принятых сигналов, выделение цифровых потоков отдельных ЗС, компрессию, объединение в общий цифровой поток, формирование сигналов управления и сигнализации.
Возможны промежуточные, менее сложные режимы обработки сигнала на борту, используемые также на линиях магистральной связи: коммутация на сверхвысоких частотах (СВЧ), коммутация в групповом спектре частот с регенерацией и без регенерации сигнала. В спутнике с многолучевыми антеннами и коммутацией на борту бортовая коммутационная матрица осуществляет необходимые соединения между лучами линий вверх и вниз в соответствии с потребностями трафика. Недостатком метода обработки на борту является жесткая привязка конструкции ИСЗ к конфигурации сети и способам формирования передаваемых сигналов.