Политика и Internet.
Многие пользователи сетей считают политический процесс и благом, и бедствием. Благо – это деньги. Субсидии позволяют многим людям получить услуги, которые раньше им были недоступны. Бедствие состоит в том, что действия пользователей находятся под постоянным наблюдением. Некто в Вашингтоне вдруг возьмет и решит, что Ваши действия можно использовать в политических целях. Не исключено, что оцифрованное цветное изображение обнаженной девушки, которое записано у Вас на диске, в один прекрасный день станет темой передовицы под броским заголовком «Доллары налогоплательщиков идут на распространение порнографии».[8] Это может доставить немало неприятностей тем, кто отвечает за финансирование Internet.
Важно понимать, что у Internet есть много сторонников в высших эшелонах власти – в их число входят члены конгресса США, представители администрации Клинтона, ведущие ученые и руководители федеральных органов. Они поддерживают Internet, потому что она приносит пользу стране, расширяя возможности США в плане конкуренции с зарубежными странами в области науки и торговли. Повышение скорости обмена данными содействует ускорению прогресса в области научных исследований и образования; благодаря Internet американские ученые и студенты могут находить более эффективные решения технических проблем.
Как и положено в мире политики, есть и такие, кто считает эти достоинства пустяковыми. По их мнению, миллионы долларов, уходящие в сеть, можно было бы потратить на «бочки с салом» в родных избирательных округах.[9]
Сеть пользуется поддержкой довольно большого количества политиков, но в то же время эту поддержку трудно назвать надёжной, что таит в себе источник возможных неприятностей: любое событие, получившее политический резонанс, может склонить чашу весов в другую сторону.
Сетевая этика.
Сеть порождает множество этических проблем, однако этика здесь несколько отличается от общепринятой. Для того чтобы понять это, рассмотрим термин «законы первопроходцев». Когда Запад только начали осваивать, законы Соединённых Штатов западнее реки Миссисипи трактовались иначе, чем к востоку от неё. Сеть находится на переднем крае внедрения новых технологий, поэтому по отношению к ней справедливо будет применить вышеупомянутый термин. Вы можете углубляться в неё без опаски, если знаете, чего можно ожидать.
Сетевая этика основана на двух главных принципах:
¨ Индивидуализм уважается и поощряется.
¨ Сеть – хорошая и её следует защищать.
Обратите внимание: эти правила очень близки этике первопроходцев Запада, где индивидуализм и сохранение жизненного уклада были главенствующими. Рассмотрим, как же эти принципы проявляются в деятельности Internet.
Индивидуализм.
В обычном обществе каждый может претендовать на индивидуальность, но во многих случаях индивидуум вынужден согласовывать свои интересы с интересами достаточно большой группы людей, в определённой степени разделяющих взгляды данного индивидуума. Здесь проявляется эффект «критической массы». Вы можете любить средневековую французскую поэзию, но вряд ли Вам удастся организовать в Вашем городе кружок для её изучения. Скорее всего, Вы не сумеете собрать достаточного количества людей, интересующихся этим предметом и согласных время от времени встречаться для обсуждения этой темы. Для того чтобы иметь хотя бы минимальную возможность общения, Вам придётся вступить в общество любителей поэзии, которое объединяет людей с более общими интересами, но вряд ли там найдётся хотя бы один любитель французской средневековой поэзии. В Вашем городе других поэтических обществ может и не быть, а члены единственного имеющегося в наличии постоянно обсуждают плохие псевдорелигиозные стихи. Таким образом, возникает проблема «критической массы». Если Вы не можете собрать группу единомышленников, Ваши интересы страдают. На худой конец, можно присоединиться к другой, более многочисленной группе, но это будет не то, что нужно.
В сети критическая масса равна двум. Вы общаетесь когда хотите и как хотите – это всегда удобно, и никакого принуждения не требуется. Географическое положение значения не имеет. Ваш собеседник может находиться в любой точке сети (практически в любом уголке земного шара). Поэтому создание группы по какой угодно теме абсолютно возможно. Можно формировать даже альтернативные группы. Одни хотят «встречаться» по электронной почте, другие – посредством телеконференций, некоторые – используя открытый доступ к файлам, и т.д. Каждый свободен в своем выборе. Поскольку для достижения критической массы не нужно вступать в более многочисленную группу, каждый пользователь является членом некоей группы-меньшинства. Преследование инакомыслящих не приветствуется. По этой причине никто не заявит, что «данную тему не следует обсуждать в сети». Если бы я позволил себе нападки на любителей французской поэзии, Вы имели бы полное право выступить против моей любимой конференции. Каждый понимает, что для всех остальных пользователей сети возможность получить интересующую их информацию важна не менее, чем для него самого. Однако многие пользователи Internet опасаются ( и не без оснований ), что может возникнуть движение в поддержку внешней цензуры, и в результате Internet станет гораздо менее полезной.